Дом Бальо представляет собой жилой дом, возведенный в Барселоне в 1877 году по заказу фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановаса, и реконструированный известным мастером архитектуры Антони Гауди в течение 1904-1906 годов.
Особенности архитектуры и секреты мастера
Гауди, занимаясь строительством парка Гуэля, получил заказ перестроить доходный дом, относящийся к владениям семейства Жозепа Бальо-и-Касановаса и находящийся по соседству с домом Амалье, построенным в стиле модерн. Владелец дома хотел снести прежнее сооружение, а на его месте возвести новое, но Гауди посоветовал поступить иначе.
Сохранив структуру старого дома, который боковыми стенами примыкал к двум соседним сооружениям, Гауди сделал проекты двух новых фасадов. Главный фасад смотрел прямо на проспект Passeig de Gracia, а фасад, расположенный сзади – внутрь квартала. К тому же, Гауди сделал полную перепланировку бельэтажа и первого этажа, создав оригинальную мебель для них, и добавил еще подвальный этаж, мансарду и асотею (терраса крыши в виде ступенек). Две световые шахты удачно объединились в один внутренний двор, что помогло улучшить освещение здания в дневное время и его вентиляцию. Идею придать особое значение световому двору, впервые реализованную в здании Бальо, Гауди применил и в строительстве Дома Мила.
Многие искусствоведы отмечают, что перестройка дома Бальо стала началом нового этапа в творчестве специалиста: архитектурные идеи Гауди после этого проекта будут диктоваться только лишь его собственным видением, не опираясь на известные стили архитектуры.
Дракон – вдохновение Гауди
Одной из главных особенностей дома Бальо считается отсутствие каких-либо прямых линий в его отделке. Волнистые очертания можно увидеть как в декоративных элементах фасада, сделанных из тесаного камня, так и в оформлении дома изнутри. Среди множества толкований символики основного фасада наиболее правильной считается интерпретация здания как очертаний огромного дракона – любимого персонажа архитектора, что видно из многих его произведений. Победа Св. Георгия покровителя Каталонии над драконом может служить символом победы доброго над злым. Меч, вонзенный в дракона, представляется в виде башенки, во главе которой красуется георгиевский крест, фасад строения изображает яркую «чешую» мифического персонажа и усеян костями его жертв, что видно по формам колонн и балконов.
Дом Бальо был тщательно продуман до мельчайших деталей декорации и конструкций. Интересно оформлен световой двор, где мастер создал невероятную игру света и теней: для достижения повсеместного освещения, Гауди изменяет цвета облицовки из керамики постепенно от белого до голубоватого и синего, увеличивая его насыщенность снизу вверх. Ту же цель преследует и изменение размеров окон (они с высотой плавно уменьшаются). Элегантная мансарда дома сложена посредством использования параболических арок.
Дом Бальо – известный памятник архитектуры
Дом Бальо располагается рядом с домами Льео Морера и Амалье и наряду с ними относится к «Кварталу несогласия», такое необычное название он приобрел из-за неоднородности стилей образующих его модернистских сооружений.
Дом Бальо в 62-м году прошлого столетия получил статус Художественного памятника Барселоны, а в 69-м году — памятника государственного значения, в 2005 году его включили в Перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.